Игры
Дидактические игры
Дидактическая игра – это игра только для ребенка. Для взрослого она – способ обучения. В дидактической игре усвоение знаний выступает как побочный эффект. Цель дидактических игр, игровых приемов обучения – облегчить переход к учебным задачам, сделать его постепенным.
Дидактические игры, являются одним из эффективных средств развития познавательного интереса к предмету. При этом родители должны знать, что игры, могут всегда реализовать поставленную цель, если они: будут подобраны в соответствии возможностями ребенка; будут подобраны с учетом того, чтобы основное содержание их отвечало обучающей цели занятия; будут служить дисциплинарным средством, воспитывать выдержку, терпение ребенка, (поскольку для детей с нарушением социально-эмоционального взаимодействия характерны легкая возбудимость, быстрая отвлекаемость, трудность сосредоточения внимания на главном). Дидактические игры способствуют порождению интереса к приобретаемым знаниям, умениям и навыкам.
Интерес повышает роль, создает бодрое, радостное настроение, повышает эффективность усвоения материала и трудового усилия. Интерес облегчает преодоление трудностей, повышает темп работы, улучшает ее качество и во время проведения дидактических игр, резко повышает активность, инициативность даже обычно инертных, вялых детей, дисциплинирует самых трудных и неспокойных.
"Лото"
Цель: освоение умений выделять различные формы.
Материал: карточки с изображением геометрических фигур.
Содержание: Детям раздают карточки, на которых в ряд изображены 3 геометрические фигуры разного цвета и формы. Карточки отличаются расположением геометрических фигур, сочетанием их по цвету. Детям по одной предъявляются соответствующие геометрические фигуры. Ребенок, на карточке которого имеется предъявленная фигура, берет ее и накладывает на свою карточку так, чтобы фигура совпала с нарисованной. Дети говорят, в каком порядке расположены фигуры.
Сюжетно-ролевые игры
Какие сюжетно – ролевые игры можно
организовать дома
От фантазии, творческого потенциала родителей будет зависеть
разнообразие игр в семье: кто-то с увлечением займётся
строительством космического корабля, кто станет доктором и
примется лечить игрушки, а кто-то поиграет с ребёнком в магазин, в
библиотеку. Таким образом, родители познакомят детей с миром
ситуаций, встречающихся в повседневной жизни, разовьют
воображение ребёнка, а также у детей появится возможность
примерить на себя роль взрослого.
Сколько времени нужно уделять игре?
Каждый ребёнок индивидуален, поэтому временных ограничителей
для проведения игры нет. Как правило, любой родитель способен
понять, в какой момент ребёнку наскучила игра, и тогда нет смысла
продолжать её дальше.
Роль родителей в игре
Самое очевидное влияние взрослого на сюжетно-ролевую игру это её
зарождение, когда родитель имеет возможность показать, как и во
что можно играть. Учитывая то, что ребёнок склонен к подражанию,
то давая направление сюжетно-ролевой игре, взрослый получает в
руки мощный инструмент влияния на будущие наклонности ребёнка,
таким образом, его воспитывая.
Родителям стоит запомнить три правила, действующие при
организации игр:
1. Игра не должна строиться на принуждении.
2. Игра - творческий процесс, не надо загонять ребёнка в жёсткие
рамки.
3. Старайтесь, чтобы игра имела развитие.
Умение начать игру также важно, как и умение прекратить, или
перевести ее в другое русло.
Если вы замечаете, что ребенок уже несколько недель играет в одну и
ту же ролевую игру, например, в магазин, при этом игра не имеет
развития, и он прокручивает одни и те же сюжеты - пора
вмешиваться. Для начала необходимо помочь развить игру, изменить
игровую ситуацию, добавить, например, новых героев. Можно стать
директором магазина, и объявить о том, что в магазине открывается
новый отдел, в котором будут продаваться свежие хлебобулочные
изделия. Предложите ребёнку начать выпекать хлеб, булочки,
пирожные. Так вы вовлечёте ребёнка в другую ситуацию.
Постоянное присутствие взрослого, когда ребенок охотится за
пиратами вовсе не обязательно. Ребенок должен учиться развивать
свою фантазию и логическое мышление самостоятельно. Взрослый –
это наблюдатель, который способен изменить или исправить
ситуацию. Взрослый – это могущественный, но второстепенный
герой ролевых игр по сравнению с ребенком, который непременно -
главный герой.
Разумно вмешаться взрослому, когда игра приобретает жестокий
сюжет, герои превращаются в злодеев. При этом не спешите
остановить игру, а лучше вспомните, насколько хорошо вы
объяснили своему чаду понятия добра и зла, хорошего и плохого?
Возможно, стоит повторить урок, и предотвратить возникновение
подобных игр? Также родителям следует повнимательнее
приглядеться к "чудищу", в которого превращается ребёнок. Может
оно окажется добрейшим существом, не представляющим никаких
опасений. В современных мультфильмах внешний образ обманчив.
Поэтому старайтесь контролировать литературу и зрелища, которые
получает ваш ребёнок. И если уж он ни дня не может прожить без
какого-нибудь сомнительного мультика, посмотрите его вместе с
малышом. Ваши отрывочные замечания по поводу поведения героев
наверняка запомнятся. Если очевидно, что ребенок сознательно
играет в жестокую и злую игру, дайте ему выговориться, может это –
скопившаяся агрессия и ей необходим выход. Подумайте над её
природой. Затем заинтересуйте ребенка новой интересной игрой.
Помогите плохим героям превратиться в хороших.
Самые распространённые сюжетные игры
Самая, пожалуй, древняя сюжетно-ролевая игра – это игра в
«семью». Обычно ребенок сам начинает в нее играть, и от родителя
требуется только ее контролировать, а также постараться понять,
как он оценивает родителей и близких, не существуют ли какие-либо
проблемы.
Через ролевую игру ребенка можно знакомить с различными
профессиями, особенно, если их представителем является кто-то из
родителей. Классические примеры: игра в шофёров, врачей,
полицейских, учителей и т.д.
Сюжетно-ролевую игру можно провести даже в самом ограниченном
пространстве (например, в автомобиле, во время длинного
путешествия, если вы, конечно, не за рулём). Для этого вам хватит …
рук. Делаем ножки с помощью указательного и среднего пальцев
рук, и человечек побежал. Придумайте роли для своих человечков и
вперёд, преодолевать самые разные препятствия. В этой игре
большим плюсом является возможность физического и духовного
контакта родителя с ребенком.
С помощью исторических игр, например, в рыцарей, принцесс можно
познакомить ребенка с другим миром, развить интерес к
историческому прошлому.
Также очень важно помогать или хотя бы не препятствовать
строительству домика для ребенка – под столом, накрытым шторой,
из стульев, из подушек и т.д. Даже взрослым необходимо
пространство для уединения, где можно собраться с мыслями,
почувствовать себя защищённым, дошкольнику же особенно это
важно. Это место, которое он может осознавать как «своё» и
предаться там своим фантазиям.
Подвижные игры для детей дома
Иногда обстоятельства складываются так, что ребенок вынужден провести большую часть дня дома: мама занята или погода совсем не прогулочная. Но для нормального самочувствия и развития ребенка, как физического, так и умственного, он должен много двигаться в течение дня. Можно ли организовать подвижные игры для детей дома так, чтобы и ребенок получил свою порцию движения, и дом остался целым? Можно. Кроме того, играя в подвижные игры с ребенком дома, вы можете научить его не только новым движениям, ловкости и умению владеть своим телом, но и совместить игры на движение с сюжетно–ролевыми и развивающими играми. Но обо всем по порядку.
Дома можно организовать множество подвижных игр:
- гимнастика и игры на спорткомплексе;
- игры на подражание;
- игры с крупными предметами;
- догонялки;
- бегалки;
- прятки;
- танцы;
- игры с мячом дома;
- игры с воздушными шариками;
- игры в кругу.
Комментарии
Отправить комментарий